Владимир Волчихин: «ПГУ – кадровая основа всей экономики региона»
– Владимир Иванович, в чем, на ваш взгляд, уникальность Пензенского государственного университета?
– Во-первых, он почти ровесник Пензенской области. Во-вторых, он осуществляет подготовку специалистов для всех отраслей народного хозяйства (за исключением строительной и сельскохозяйственной). Кстати, строительное направление было в индустриальном институте, прямым наследником которого является сегодняшний ПГУ, и сформировалось в самостоятельное образовательное учреждение (университет архитектуры и строительства). Все же остальные отрасли народного хозяйства «питаются», по сути, выпускниками нашего университета. Многие руководители крупных предприятий и организаций всех форм собственности – выпускники нашего университета. И так было всегда.
Я в университете с 1963 года: студент, аспирант, инженер, кандидат и доктор наук, декан, проректор, ректор, президент, и знаком по роду деятельности, да и по жизни, со многими руководителями наших пензенских предприятий. И в доперестроечный период, и сейчас многие выпускники и своих детей, и внуков направляют учиться к нам в университет, и это тоже говорит о его значимости.
Как завоевывали статус университета
– Вам выпало управлять вузом с 1999 по 2013 год. Каким был этот период?
– Я стал ректором в 1999 году, а до этого был первым проректором. Вузом тогда руководил Евгений Александрович Ломтев. И вот в то время мы столкнулись с такой проблемой: бюджетные места на технические специальности, особенно такие тяжелые, как, например, литейное производство, имеются, а абитуриенты не идут, выбирая специальности для дальнейшей «чистенькой» работы.
И мы начали вести работу по переходу вуза в статус университета, который давал новые возможности. Как раз завершилось строительство общежития № 5 (1993 г.) и 8-го учебного корпуса (1987 г.). Эти два знаковых здания, оба высотные, позволили расширить аудиторный фонд.
В течение двух лет мы создавали докторские советы, наличие которых предполагал статус университета: по информационно-измерительной технике, вычислительной технике и системному анализу, приборостроению и моделированию. Под эти советы были открыты соответствующие новые специальности.
Конечно, было сложно. Помню, как я полтора часа стоял перед членами УМО в Минобрнауки, защищая необходимость открытия в регионе специальности «экономика». Нам говорили, что выпускники пензенских школ могут учиться в Москве или Питере. На что я отвечал: да, конечно, можно учиться и в столицах, но наш регион не столь богат, у многих пензяков нет средств, чтобы оплачивать учебу в Москве или Питере…
А тут еще новые учебные планы, связанные с изменением политического строя в стране: из прежних были выброшены марксистко-ленинская философия, политэкономия, научный коммунизм, история КПСС. А кафедры-то остались, люди остались, терять их было неправильно.
Мы пролинцензировали подготовку специалистов по новым направлениям: например, на кафедре «Научный коммунизм» – специальность «государственное и муниципальное управление». Эта специальность сразу нашла свое место в общей картине нашего вуза. «Экономика» была пролицензирована раньше и оказалась, так сказать, на злобу дня. На
базе кафедры истории КПСС окрыли специальность «связи с общественностью», а на базе кафедры политэкономии – «мировая экономика».
Кроме того, мы эти четыре специальности распределили по четырем техническим факультетам, и на эти факультеты пошел народ.
В 1999 году, уже в мою бытность ректором, открылась специальность «лечебное дело». По сути, мы создали медицинский институт с нуля: смогли открыть кафедры анатомии, биологии, физиологии, патанатомии, микробиологии.
Встали на новые рельсы
– А главное, в то время мы нашли стезю, которая помогла в короткое время заработать приличные деньги. Нам их хватило и на ремонт здания медицинского института, и на завершение строительства здания экономического факультета на улице Чкалова. Это были платные репетиторские курсы для абитуриентов области: мы создали группы индивидуальной подготовки – и это стало хорошей альтернативой частному репетиторству. Ребята, которых мы обучали на этих курсах, сдавали вступительные экзамены в вуз в более ранние сроки и, как правило, очень прилично. Потом нашему примеру последовали другие вузы.
И когда губернатор по нашей просьбе передал вузу недостроенную стоматологическую поликлинику на улице Чкалова, мы за два года построили корпус общей стоимостью 140 миллионов рублей. Все удивлялись: как это, университет строит? Откуда у него деньги, когда все кругом развалено? А мы просто сумели раньше других встать на рыночные рельсы. Так и смогли удержаться, и в 1998 году мы получили статус государственного университета, нас приняли в Ассоциацию университетов России. Это подняло вуз на новую ступень и позволило по-новому посмотреть на его развитие.
Когда мы лицензировали специальность «юриспруденция», у нас был один-единственный кандидат юридических наук в Пензе – Александр Дмитриевич Гуляков, сейчас наш ректор. Именно с его помощью нам и удалось получить лицензию, и благодаря этому мы начали развивать такое направление, как переподготовка профессиональных кадров с высшим образованием. Это тоже помогло привлечь приличные средства, которые шли на развитие университета.
Далее, уже в статусе университета, мы открывали новые специальности: и юридические, и медицинские, и технические. И сегодня никто не отрицает, что наш университет – это фундамент, кадровая основа всей экономики Пензенской области.
О личном и личностях
– Расскажите о себе и о том, кто сыграл особенно значимую роль в вашем профессиональном становлении?
– Научным руководителем моей кандидатской диссертации был профессор Генрих Александрович Васильев – собственно, он меня сформировал как человека, как ученого, как администратора. Много вложил в меня бывший ректор Николай Петрович Сергеев. Достаточно долгое время я проработал с Евгением Александровичем Ломтевым – лет 15 как проректор, а в целом мы с ним прошли бок о бок около трех десятилетий. У него я многое перенял с точки зрения общения с людьми, проработки стратегических вопросов – четко, спокойно, без криков, без лишних эмоций, целенаправленно и методично. Пожалуй, эти три человека имеют особенное значение в моей профессиональной биографии.
Но и сам я учился всю жизнь, начиная со школьной скамьи. Любил физику, математику, химию, много работал, многое могу делать руками – даже дом могу построить с нуля. Это было привито мне в семье. Будучи школьником, обучался в заочной школе физтеха. Ну и, конечно, много работал самостоятельно в годы учебы в институте. Постоянное
стремление работать головой, доводить любую задачу до логического завершения – я сам так развивался, и своих учеников этому учил, а их у меня много: одних только кандидатов наук – около двадцати, и столько же докторов.
Всем старался помочь, отдать все, что знаю. Этого и пожелаю всем причастным к такому выдающемуся явлению, как ПГУ, – самостоятельности, трудолюбия, целеустремленности, умения и желания непрерывно работать над собой.
Беседовала Наталья Толкачева.
Фото Сергея Антонова.
«Пензенская правда», № 43 (24654) от 30 октября 2018
Дата обновления: 01.11.2018 18:01