Великая загадка Виктора Шляндина

В двух шагах от политеха, на ул. Лермонтова, 12, стоит трехэтажная сталинка. Небольшая мемориальная доска из белого мрамора сообщает, что с 1952 г. по 1988 г. здесь жил заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Виктор Шляндин.

Ученый, педагог, организатор науки, повествует о нем Пензен-ская энциклопедия. Автор более 700 научных трудов, в том числе 11 монографий. Получил более 200 авторских свидетельств СССР и 20 зарубежных патентов на изобретения.

Виктор Шляндин пользовался огромным авторитетом и был известен как один из крупнейших ученых в области автоматики, телемеханики и измерительной техники. Он возглавлял кафедру «Информационно-измерительная техника» Пензенского политехнического института с 1953 г. до 1986 г., перейдя в 1987 г. на должность профессора-консультанта.

Пензенский индустриальный институт (так до 1958 г. назывался политехнический) был богат корифеями, рассказывал мне отец, Сергей Куприянов, 25 лет возглавлявший конструкторскую службу ППО «Эра», студент электротехнического факультета 1957-1962 гг.: «Гидравлик Кефели, химик Тебинов, математики Трахтенброт и Кобринский, Поддубная, Этерман… Но о них я узнал, когда стал студентом.

А о Викторе Михайловиче Шляндине — будучи девятиклассником. Отучившийся в Ленинграде и работающий на министерство обороны в Свердловске старший брат сказал, что незачем ехать поступать в столицу, когда в Пензе работает автор знаменитого учебника «Элементы автоматики и телемеханики».

Этот учебник Виктора Шляндина, впервые опубликованный в 1952 г., затем неоднократно переиздавался в Советском Союзе. Он получил признание и за рубежом: был издан в Польше, Венгрии, Китае.

Перу Виктора Шляндина принадлежат и другие учебники, по которым получали знания несколько поколений студентов технических вузов по всей стране.

Виктор Шляндин создал в Пензе научную школу, в которой зреет уже четвертое поколение ученых. Наиболее известные из его первых учеников возглавляли кафедры родного вуза: профессора Евгений Ломтев (ректор ПГУ в 1982-1999 гг.), Александр Мартяшин, Эдуард Шахов, Геннадий Шлыков. Все они доктора технических наук, заслуженные деятели науки и техники РФ.

По инициативе Виктора Шляндина на базе кафедры был открыт диссертационный совет. За 42 года его существования в нем защищено более 300 диссертаций, в том числе около 40 докторских.

Выпускники кафедры Виктора Шляндина успешно трудились на всех пензенских предприятиях министерства обороны. Кафедра стала кузницей кадров благодаря так называемой «шляндинской модели», когда при вузовской кафедре организуется отраслевая научно-исследовательская лаборатория автоматизации электрических измерений и контроля, ОНИЛ.

В такой лаборатории работают инженеры-практики, организующие научно-прикладные исследования актуальных производственных проблем. В лаборатории также трудятся преподаватели кафедры, осуществляющие научную поддержку инженерных проектов. Студенты и аспиранты участвуют в проектах как равноправные партнеры.

Трехстороннее сотрудничество науки, образования и производства повышает качество обучения и стимулирует научные исследования. Впервые отраслевая научно-техническая лаборатория была организована по инициативе Виктора Шляндина в 1959 г.

Как успевал Виктор Шляндин читать лекции, быть научным руководителем дипломных проектов и диссертаций, заниматься собственными исследованиями? Как удалось ему оставаться беспартийным и более 30 лет возглавлять кафедру?

Виктор Шляндин родился 4 марта 1918 г. в Нижнем Новгороде в семье учителей. Его детство вряд ли было простым не только потому, что пришлось на тяжелое послереволюционное время. В четырехлетнем возрасте он лишился матери.

В автобиографии Виктор Шляндин скупо сообщает, что «после смерти матери семья оказалась в тяжелом материальном положении (у меня было еще 4 сестры), и поэтому в 1925 г. я переехал на жительство к своей тете в Москву, также всю жизнь работавшей учительницей».

После окончания московской средней школы № 116 в 1935 г. Виктор Шляндин поступил в Москов-ское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана. Его специальность была «авиационные приборы». Диплом об окончании вуза Виктора Шляндина датирован 21 июня 1941 г. Назавтра началась война.

Еще до окончания МВТУ им. Н. Э. Баумана Виктор Шляндин стал работать на московском заводе авиационного приборостроения. Во время войны был откомандирован в институт летных исследований.

Здесь в 1944 г. молодому инженеру Шляндину присвоили первое научное звание — младший научный сотрудник. Его не призвали в армию, чтобы использовать по специальности, как прибориста. Новым самолетам в условиях войны требовалось совершенное приборное оснащение.

Сферой научных интересов Виктора Шляндина были высокочувствительные быстродействующие воспринимающие устройства.

После войны он поступил в аспирантуру Московского авиационного института, продолжив исследование проблем автоматических измерительных систем.

Специалисты утверждают, у Виктора Шляндина как ученого было блестящее начало. Его талант заметен уже в его кандидатской диссертации, которую он защитил в декабре 1949 г., тема — «Теоретические основы проектирования маломощных контактных следящих систем».

Получив направление в Пензу, Виктор Шляндин начал работу здесь в 1950 г. старшим преподавателем. Благодаря высокой дисциплине и самостоятельности, уже через 3 года он возглавил кафедру. А еще через 6 лет при кафедре открылась научно-исследовательская отраслевая лаборатория.

Виктор Шляндин возглавлял разработку и внедрение в серийное производство многих новейших для своего времени образцов цифровой электроизмерительной техники.

Во времена расцвета в ОНИЛ только инженеров работало около 60 человек, вспоминает один из учеников Виктора Шляндина, бывший декан факультета приборостроения, д. т. н., профессор Петр Чураков. Он работал инженером ОНИЛ с 1970 г., а затем стал аспирантом.

Практически все разработки в ОНИЛ проводились на уровне изобретений. Все сотрудники лаборатории, по словам Петра Чуракова, должны были регулярно изучать патентный журнал и находить аналоги будущих изобретений. За каждым студентом был закреплен свой куратор из числа инженеров ОНИЛ. Разработка приборов по хоздоговорам с пензенскими предприятиями давала мощный импульс к научным исследованиям.

Виктор Шляндин, по свидетельству его учеников, был уникальным человеком. Вокруг него всегда были увлеченные люди. Он выстроил систему, при которой на кафедре царила, с одной стороны, железная дисциплина, планерки каждый понедельник. С другой стороны, у молодежи на кафедре был свой «гимн» — флибустьерская песня, что нисколько дисциплине не мешало.

Он никого не заставлял, говорит Борис Чувыкин, первокурсник 1970 г., ныне д. т. н., профессор ПГУ: «Он каждому незаметно создавал условия».

Виктор Шляндин сам вроде бы ничего особенного не делал — он был катализатором. Что значит незаметно создать условия? Подобрать руководителя. Направить на практику на предприятие, где запускают новейшее оборудование. Дать возможность поработать с новой техникой на соседней кафедре. Доверить серьезную тему. Рекомендовать участвовать в научной конференции…

В общении Виктор Шляндин, как говорят те, кому довелось его знать, держался очень просто. Очень хорошо относился к студентам.

По свидетельству Бориса Чувыкина, огромное впечатление производило то, что заведующий кафедрой — профессор, доктор наук — здоровался с ними, вчерашними школьниками, за руку.

Раз в неделю на кафедре проходили научно-технические семинары, где студенты обсуждали технические проблемы вместе с преподавателями. Виктор Шляндин внимательно и серьезно слушал студенческие выступления. Это поднимало студентов в собственных глазах.

В жизни большой ученый был аскетом. Ни дач, ни машин не имел. Всего однажды побывал в заграничной поездке — отдохнул по турпутевке в Болгарии.

Одевался без затей. Мог ходить в рубашке навыпуск и в босоножках. Любил волейбол и рыбалку. Студентов наставлял: «Не забывайте о физической культуре».

И сам частенько играл в волейбол на спортивной площадке перед главным корпусом института, ошеломляя первокурсников: профессор — в спортивных трусах и в майке.

Вот таким человеком был Виктор Шляндин, чьи труды изменили темпы развития отечественной электроизмерительной техники.

Екатерина Куприянова

«Улица Московская», № 15 (726) от 27 апреля 2018 г.

 

Дата создания: 31.10.2018 00:24
Дата обновления: 31.10.2018 00:32